Пятница, 17.05.2024, 07:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Рада приветствовать Вас на своем сайте!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка..."

Каждый учитель, наверное, рано или поздно задаётся вопросами: «Что такое урок иностранного языка сегодня и что нужно делать, чтобы урок не превратился в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений?».    

 Анализируя результаты своей педагогической деятельности, опыт коллег, рекомендации, которые даются в методической литературе, я пришла к выводу, что на одних вопросно-ответных упражнениях, чтении вслух, переводе и механическом пересказывании прочитанного вряд ли можно создать условия для адекватного развития коммуникативно-речевых умений учащихся. Поэтому на каждом уроке стараюсь использовать новые приемы активизации резервных возможностей личности.

          В 2008 году я приняла группу учащихся 5-х классов (15 человек) которые обучались по программе углубленного изучения английского языка.

Несмотря на изучение английского языка во  2-4 классах, очевидные достоинства УМК под редакцией Верещагиной И.Н., итоги предварительной диагностики учащихся 5 класса выявили у 3 учащихся недопустимый уровень сформированности  коммуникативно-речевых умений в устной речи. Только 4 учащихся показали высокий уровень. Таким образом, анализ данных результатов показал, что упражнения, предлагаемые данным УМК,  не достаточно способствуют развитию коммуникативно-речевых умений учащихся и нуждаются в специальном отборе.

      Проблемные задания, представленные в УМК Верещагиной, натолкнули меня на мысль о необходимости их использования в более широком спектре. Изучая различную методическую литературу, я обратила внимание на классификацию проблемных заданий, предложенную В.В. Сафоновой.    

       Она, а вслед за ней Е.Н. Соловова предлагают трактовать понятие «проблемные задания» как любые типы заданий (учебные, коммуникативные, аутентичные), которые при моделировании учителем проблемных ситуаций проходят определённую «переплавку» на уровне мыслительной деятельности, приобретая при этом особую осмысленность и личностную значимость.

В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают такие группы проблемных заданий:

1. Поисково-игровые проблемные задания.

2. Коммуникативно-поисковые.

3. Коммуникативно-ориентированные.

4. Познавательно-поисковые культуроведческие.

5. Лингвистические поисковые проблемные задания.

          Согласно классификации В.В.Сафоновой к первой группе проблемных заданий относятся  поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

Вторую группу заданий составляют коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

К третьей группе В.В.Сафонова относит коммуникативно-ориентированные  проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи.

Четвёртую группу проблемных заданий составляют познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

К последней группе относятся лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ЕГЭ, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

В практической деятельности я использую различные проблемные задания.  Например:

Поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

При изучении фраз приветствия в пятом классе можно провести ролевую игру «Посещение выздоравливающего друга». При подготовке к игре нужно еще раз подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто говорить. Я даю рекомендации по общению в этой ролевой игре.

1.     Придя, в чей-либо дом вы, должны, прежде всего, постучать и спросить разрешения войти: «may I come in?».

2.     Если кто-либо интересуется вашим здоровьем, поблагодарите его и ответьте: «I am fine, thanks

            Коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

В качестве образца коммуникативно-поисковых проблемных заданий предлагаю следующие задания.

          при изучении темы «Одежда» можно использовать следующее задание, соответствующее данному типу: «Внимание, ребята! Сейчас я вам буду показывать образцы одежды. Скажите, куда, по-вашему, можно это надеть, и в какое время года?». Я показываю картинки с изображением блузки, свитера, платья и т. д.

Ученик:  «I can wear shorts in summer. I can wear sweater in winter».

Пример

При изучении темы «Животные», предлагается детям принести фотографию своего домашнего любимца или картинку с любимым животным и рассказать о нем.

 

Коммуникативно-ориентированные проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, то есть развитие диалогической речи. (Приложение № 3)

Проблемные задания, которые описаны ниже, можно использовать на разных ступенях обучения при изучении любой из тем.

Пример

В шестом классе с углубленным изучением языка при изучении темы «Великобритания»  детям предлагается расспросить друг друга по теме: «Asking the way». Представьте, что вы находитесь в Лондоне. Один из вас – иностранец, другой – житель Лондона. Узнайте у него как добраться от одного места до другого. Детям раздаются карты Лондона с условными изображениями  и карточки с фразами: "go straight ahead”, "it is opposite the shop”, it is next to the museum”, it is far from here”, turn right”, turn left”, go a long … street”.

Познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

Например, учащимся предлагается распределить предложенные таблички  по группам, в соответствии с тем, где их можно встретить. Данное задание уместно использовать на уроках комплексного применения знаний и способов деятельности.

1.     Do not learn out of the window.

2.     Fragile

3.     Keep Right

4.     Keep off the Grass

5.     Nothing to Declare

6.     Mind the Step

7.     Beware of the Dog

8.     No Trespassing

9.     No Smoking

10.                                                                                                                                                                                                                                                         Mind the Doors

Лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ЕГЭ, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

Пример 1

Учащимся предлагаются разрозненные абзацы текста «What Is Pop». Необходимо восстановить их логическую последовательность.

Необходимые свойства проблемных заданий

1. Аутентичное общение на занятии.

В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни учебного материала», но и создание методически целесообразных условий естественного общения, то есть употребления языка для решения реальных коммуникативных задач.

2. Актуальность задания для участников.

Проблема, возникающая в процессе деятельности, должна быть интересна обучающимся, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Сложность задания.

Сложность надо подобрать так, чтобы в процессе деятельности участники сами приходили к необходимости присваивать новые знания и способы деятельности. Оно должно быть одновременно выполнимым, но требующим внутреннего развития участников.

4. «Информационное неравенство» партнеров.

Задания должно быть таким, чтобы для их выполнения нужны были партнеры и, следовательно, умение сотрудничать. Разноуровневая группа становится не препятствием, а преимуществом учебной ситуации. Участники, имеющие разные интересы, склонности и знания - не разный уровень одного и того же, а знания и умения из разных областей — дополняют друг друга.

5. Творческий характер.

Задания должны носить творческий характер, то есть предполагать создание нового продукта.

 

Чтобы развивать у учащихся коммуникативные умения  вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.          

Категория: Мои статьи | Добавил: KNM (13.03.2013)
Просмотров: 5826 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0