Современный этап развития образования в России характеризуется изменениями содержания, форм и методов обучения, требующими корректировки задач и целей, новых подходов к психолого-педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса.
Тенденции развития школы в настоящее время инициируют переосмысление подходов к осуществлению педагогической деятельности учителя. Педагог третьего тысячелетия, эпохи информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках специально организованного процесса обучения. Поэтому, школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях непосредственности. [2]
В связи с этим очевидно, что конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоение технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Если взглянуть на генезис формирования профессионально-педагогической культуры, рассмотренной в логике основных периодов становления и развития школы, то можно увидеть, что периодам подъемов и спадов в истории развития дореволюционной школы соответствуют периоды активного освоения или снижения интереса к проблеме профессионально-педагогической культуры. Колебания в истории развития образования в дореволюционной России свидетельствуют о смене относительно свободного развития школы этапами жесткой регламентации деятельности учителя.
В периоды реформ, получило развитие научное и педагогическое творчество, внедрялись элементы сотрудничества и самоуправления.
В советский период развития школы и педагогической науки формирование основ профессионально-педагогической культуры связывалось, в основном, с освоением и разработкой технологического компонента, с овладением новыми методами преподавания, оценкой эффективности урока, лабораторных и практических занятий. Анализ основных методологических посылок, положенных в основу современной модели профессионально-педагогической культуры, позволил сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу педагогических ценностей и технологий. Таким образом, самореализация рассматривается как условие проявления сущностных сил педагога, способность к творческой самореализации выступает системообразующим элементом культуры личности. Мера личностной самореализации творческих возможностей и составляет суть профессионально-педагогической культуры. [1]
Смысл педагогической деятельности заключается во всестороннем развитии личности ребенка, её творческих сущностных потенций. Учитель должен, наряду с проявлением профессионально-нормативных качеств своей личности, стать «воятелем человеческих душ», реализуя себя творчески в профессиональной деятельности. [2] Но решить проблему воспитания ребенка, развить его творческий потенциал без взаимодействия с его семьей невозможно, так как её влияние на него было, есть и будет оставаться ведущим.
Воспитательную работу в целостном педагогическом процессе следует строить с учетом взаимодействия с семьей каждого ребенка. Только при условии взаимной ответственности за результаты развития личности школьника снимается проблема дезинтегрирующего влияния воспитательного микросоциума, создается благоприятная среда для самоутверждения и творческого развития каждого ребенка.
Взаимодействие учителя с семьей учащегося может принести свои результаты лишь при соблюдении ряда условий:
– учителю следует мотивировать родителей на участие в воспитательном процессе, используя их культурно-образовательный ценз;
– давать возможность родителям проявить себя через реальное включение в классные диспуты;
– осуществлять рефлексию, адекватно оценивать родительские усилия;
– вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями. [3]
Эффективность воспитательской работы страдает, прежде всего, оттого, что учитель не знает проблем конкретной семьи, её психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Поэтому, следует изучать каждую семью, что позволит сделать работу адресной, создать педагогические условия, повысить родительскую компетенцию, мотивировать деятельность в современных проектах.
В арсенале классного руководителя имеются общеизвестные методы; диагностика, анкеты, опросы, наблюдения. Результаты диагностики дают возможность дифференцированного подхода в работе с семьей.
Родительские собрания по-прежнему остаются основной точкой соприкосновения учителя с родителями учеников. В настоящее время большинство родителей не являются частыми гостями школы, может быть из-за своей занятости, а может быть и из-за нежелания выслушивать не совсем лестные отзывы учителя о своем ребенке. Так как же из родительского собрания сделать собрание родителей, собрание единомышленников, желающих работать во благо одной общей цели. Может быть, попробовать с приглашений на родительские собрания. Не просто обязать родителей, а постараться увлечь их, заинтересовать.
Правила подготовки классного родительского собрания.
1. Каждое родительское собрание должно иметь конкретную воспитательную тему.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План родительского собрания должен быть им известен.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Не следует превращать родительские собрания в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся.
6. Разнообразить форму проведения родительских собраний, организуя встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, «круглые столы» с участием учителей-предметников.
Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями.
1. Терапевтический момент.
2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего.
3. Терпеливо выслушать родителя.
4. Корректно и спокойно скажите о недостатках школьника, что смущает сегодня учителей в его характере и поведении.
5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
Традиционно родительские собрания имеют форму лекции, где учителю отводится ведущая роль. Так как же превратить родительское собрание в дискуссию, диспут? Как же спровоцировать родителей на общение друг с другом? Может быть, провести разминку?
Шапка вопросов
По Ершовой А.П. суть «шапки вопросов» в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая достанется. Как отвечать - совещаются по парам.
Желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая - давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов - отнесите свою записку в шапку». Например, первый тип - вопрос «формальный». Он на проверку родителями своего знания школьной жизни и порядков.
«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах. Подобные социоигровые моменты могут помочь родителям сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате выигрывают дети!
Совместная работа родителей и классного руководителя – один из надежных способов установления отношений, при которых воспитательные задачи решаются органично, личностно ориентированно.
Библиографический список
1. Исаев И., Руденко Н.
2. Ситникова М.И. Творческая самореализация. - Белгород: Изд. БелГУ, 2006.
3. Усачева В. П. Авторский проект совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей.
|